Баб – Предвестник веры Бахаи

Баб - Предвестник веры Бахаи

В середине XIX столетия, одного из самых бурных периодов мировой истории, молодой купец объявил, что принес послание, которому суждено преобразовать жизнь человечества. В то время как на Его родине, в Иране, происходил повсеместный нравственный упадок, Его послание пробудило волнение и надежду среди всех слоев общества, стремительно привлекая тысячи последователей. Он принял титул «Баб», что в переводе с арабского означает «Врата».

Его призыв к духовному и нравственному преобразованию, Его внимание к улучшению положения женщин и неимущих — все, что Он предписывал для духовного возрождения, было поистине революционным. В то же самое время Он основал Свою отдельную, самостоятельную религию, вдохновляя Своих последователей на преобразование жизни и совершение великих героических поступков.

Баб провозгласил, что человечество стоит на пороге новой эры. Его миссия, продлившаяся всего лишь шесть лет, заключалась в том, чтобы подготовить путь для прихода Бахауллы — Богоявления , Которое положит начало эпохе мира и справедливости, обещанной во всех мировых религиях.

Его жизнь представляет собой один из великолепнейших примеров мужества, которое человечество удостоилось чести лицезреть...

Дань памяти Бабу французского писателя 19 века А.Л.М. Николя [A.L.M. Nicolas]

Жизнь Баба

Одним весенним вечером 1844 года между двумя молодыми людьми состоялся разговор, с которого началась новая эра в истории человечества. Персидский купец в городе Ширазе объявил приехавшему туда путешественнику, что Он есть носитель Божественного Откровения, которому суждено преобразить духовную жизнь человечества. Купца звали сиййид 'Али-Мухаммад, и Он известен в истории как «Баб», что по-арабски означает «дверь» или «врата».

Середина XIX века был одним из самых бурных периодов в мировой истории. Бушевали великие революции. В Европе и Северной Америки ряд устаревших социальных структур и связанные с ними взаимоотношения между людьми получили внезапный и беспрецедентный удар из-за нововведений в области экономики, сельского хозяйства и промышленности. В то же время во всем мире последователи различных религий начали осознавать, что человечество стоит на пороге кардинальных изменений, нового этапа в своём развитии. Многие готовились к неминуемому приходу Обетованного и горячо молились о том, чтобы узнать Его.

Поиск завершен

Молодой богослов по имени мулла Хусейн был одним из таких людей, видевших смысл своей жизни в том, чтобы найти Обетованного. После продолжительного периода размышлений и молитв его будто магнитом потянуло в Шираз — город, славившийся ароматом своих роз и пением соловьёв. Вечером 22 мая 1844 года, когда он приблизился к городским воротам, его встретил сияющий от радости молодой человек в зелёной чалме. Незнакомец поздоровался с муллой Хусейном так, как если бы они были друзьями всю свою жизнь.

«Юноша, встретивший меня за воротами Шираза, осыпал меня знаками любви и нежной доброты,— вспоминал впоследствии мулла Хусейн.— Он сердечно пригласил меня к Себе домой, предлагая мне отдохнуть после утомительного путешествия».

Дом Баба в Ширазе, в настоящее время разрушенный, где Он объявил о Своей миссии 23 мая 1844 г.

Они провели всю ночь в разговорах. Мулла Хусейн был поражён, обнаружив, что каждая из характеристик, которые он искал в Обетованном, проявилась в этом молодом человеке. Перед расставанием рано утром следующего дня Хозяин обратился к нему с такими словами: «О, ты, первый из уверовавших в Меня! Истинно говорю, Я есмь Баб, Врата Божии... Восемнадцать душ должны сначала добровольно и самостоятельно принять Меня и признать истину Моего Откровения».

В течение нескольких недель после возвещения Баба ещё семнадцать человек, независимо друг от друга, признали Его положение, а затем, презрев удобство и безопасность своего прежнего образа жизни и отказавшись от всех своих привязанностей, отправились распространять Его учение. Эти первые восемнадцать последователей Баба стали известны как «Буквы Живого».

Одна из них, поэтесса Тахире, впоследствии сыграла ключевую роль в разрыве с прошлым миропорядком, подняв свой голос в защиту духовного и интеллектуального равенства между женщинами и мужчинами. Последний член группы и самый молодой из них, удостоенный звания «Куддус», что означает «Пресвятой», впоследствии явил такую преданность и такое мужество, которые сделали его самым почитаемым среди всех Букв Живого.

Мулла Хусейн был поражён словами, которые изливались из уст Баба той ночью. Баб с самого рождения выказывал мудрость, которая ставила в тупик Его семью, даже когда Он был ребёнком. «С Ним нельзя вести себя как с обыкновенным ребёнком,— говорил им Его школьный учитель,— Он не нуждается в таких учителях, как я».

Миссия Баба

Родившись в Ширазе, городе на юге Ирана, 20 октября 1819 года, Баб стал символическими вратами между прошлыми, «пророческими» эпохами, и новой эрой реализации этих пророчеств в жизни человечества. Его основной целью было донести до людей тот факт, что начался новый период в истории человечества, когда будет достигнуто единство всего рода человеческого, и когда будет построена мировая цивилизация, процветающая как духовно, так и материально. Этот великий день наступит под влиянием вдохновлённого свыше Наставника, которого Баб называет «Тот, Кого явит Бог». Его собственная миссия, как объявил Баб,— возвестить пришествие этого обещанного Богоявления. Баб разъяснил, что новое Богоявление откроет эпоху мира и справедливости, наступления которой ждали все искренние сердцем, и обещание которой содержится в каждой религии. Баб поручил Своим последователям распространять это послание по всей стране и готовить людей к этому долгожданному дню.

Послание Баба пробудило надежду и радость среди людей самого разного положения и образа жизни. Хотя ряд видных мусульманских священнослужителей приняли Баба, многие другие воспринимали Его растущее влияние как угрозу своим привилегиям и своей власти. Многие муллы полагали, что проповедуемое Бабом расширение прав и возможностей людей вряд ли окажется совместимо с привычной им атмосферой религиозного мракобесия. Они осудили учение Баба, провозгласили его ересью и вознамерились уничтожить и Его Самого, и всех Его последователей. Споры бушевали в мечетях и богословских школах, на улицах и на базарах по всей стране.

Руины горной крепости Мах-Ку, где Баб находился в заточении.

В результате Баб был изгнан из родного города и вынужден был скитаться по стране, затем Его арестовали и несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую. Но ни один из планов, разработанных Его врагами, не смог помешать распространению Его влияния. В каждом месте, куда Его изгоняли, Он оказывал магнетическое воздействие на окружающих, вызывая восхищение Своими личными качествами как среди простых горожан, так и представителей светской власти. Чёрствые тюремные начальники и охранявшие Баба солдаты становились Его последователями. Полагая, что вот-вот окончательно потушат пламя Его учения, власти только подливали масла в огонь живого интереса к Нему. Через некоторое время популярность Баба выросла до такой степени, что ряд видных священнослужителей обратились к правительству с требованием казнить Его. Бабиды, отрезанные от своего Лидера, смело защищали себя от государства, обрушившегося на них со всей своей силой и намеревавшегося полностью уничтожить их. Тысячи Его последователей — мужчин, женщин и детей,— были преданы жестоким пыткам и зверски умерщвлены.

Казнь Баба

В 1850 году мирза Таки-хан, великий визирь шаха Насир-ад-Дина, приказал казнить Баба. Когда 9 июля охранники пришли в тюремную камеру, чтобы отвести Его на место казни, Баб сказал им, что «никакая земная власть» не сможет заставить Его замолчать, пока Он не закончит диктовать Своему секретарю то, что Он должен был успеть сказать. Тысячи людей облепили крыши домов, выходивших на казарменную площадь в городе Тебризе, где должен был состояться расстрел Баба. В невыносимую полуденную жару Его подвесили на верёвках к стене казармы, связав вместе с одним молодым человеком, Его последователем. Полк из 750 солдат открыл огонь, сделав, в общей сложности, три залпа. Когда пороховой дым рассеялся, оказалось, что Баб исчез. У стены остался стоять только Его товарищ, живой и невредимый. Верёвки, на которых их подвешивали, были разорваны. Через некоторое время Баба обнаружили в Его камере, где Он продолжал прерванный разговор со Своим секретарём.

«Теперь вы можете приступить к тому, что намеревались сделать»,— сказал своим тюремщикам Баб. Его опять вывели на казнь. Однако полк, стрелявший в первый раз, отказался делать это вновь. В итоге было вызвано другое подразделение, и эту задачу приказали выполнить им. На этот раз тела Баба и Его молодого последователя были разорваны в клочья. Пыльная буря охватила город, заслоняя свет солнца до самого заката.

В 1909 году останки Баба, скрывавшиеся Его последователями в тайных местах более полувека, были, наконец, похоронены на горе Кармель, на Святой Земле. Сегодня, погребённый в прекрасной златоверхой Усыпальнице, в окружении великолепных садов и фонтанов, Баб покоится в сиянии славы. Это место стало символом торжества Дела, которое Он провозглашал среди яростного сопротивления могущественных врагов. Миллионы людей во всём мире считают Баба вдохновлённым свыше Предвестником веры Бахаи и благоговейно обращаются к Его Писаниям, чтобы обнаружить там «блистательный Свет Божий».

Избранные писания Баба

Количество и качество Писаний Баба необычайно по любым меркам. Только в течение первых четырех лет своей миссии Он написал более полумиллиона стихов, что можно сравнить по объему с 80 книгами, подобными Корану. Баб написал множество писем, в том числе правителю Ирана Мухаммад-шаху и всем главным священнослужителям страны.

Ниже небольшая подборка цитат из Писаний, а также некоторые молитвы, явленые Бабом.

Есть ли иной избавитель от трудностей, помимо Бога? Скажи: славен будь Бог! Он есть Бог! Все слуги Его и все следуют Его велению.

«Избранное из Писаний Баба»


Избавься от привязанностей ко всему иному, помимо Бога, напитайся Богом, отказавшись ото всех, кроме Него, и читай сию молитву:

Скажи: Бог оделяет всем и превыше всего, ничто же, кроме Бога, Господа твоего, не оделит ни в небесах, ни на земле, ни между ними. Воистину, Он Сам в Себе есть Ведатель, Дающий силу, Всемогущий.

«Избранное из Писаний Баба»


О Господи! В Тебе ищу я спасения и всем сердцем своим устремляюсь к Твоим знáмениям. О Господи! В пути или дома, в занятиях своих или трудах я всецело полагаюсь на Тебя.

Пошли же мне Твою вседостаточную помощь, дабы я ни от чего не зависел, о Ты, Кто непревзойдён в милости! Ниспошли мне долю мою, о Господи, по благоволению Твоему, и сподобь меня удовольствоваться тем, что Ты предписал мне.

Тебе принадлежит абсолютная власть повелевать.

«Избранное из Писаний Баба»


Наиболее богоугодная молитва есть та, что возносится с величайшей духовностью и сиянием; затянувшаяся молитва никогда не была и не будет угодна Богу. Чем отрешённее и чище молитва, тем с большей готовностью принимается она в присутствии Бога.

«Избранное из Писаний Баба»


Подобает слуге после каждой молитвы просить Бога даровать милость и прощение своим родителям.

«Избранное из Писаний Баба»


Я — Исходная Точка, от коей произошло на свет всё сотворённое. Я — Лик Божий, Чьё сияние никогда не затмится, Свет Божий, Чьё сияние никогда не угаснет.

«Избранное из Писаний Баба»


Бог создал Меня не из глины, как других людей, а из иного вещества. Он даровал Мне то, чего мудрецам мира сего вовек не постичь и верным не познать.

«Избранное из Писаний Баба»


Лучше наставить одну душу, нежели владеть всем, что есть на земле, ибо до тех пор, пока сия душа пребывает под сенью Древа Божественного Единства, оба,— и ученик, и учитель,— будут осыпаны щедрыми милостями Бога, тогда как обладание земными богатствами со смертью прекратится. Стезя водительства есть стезя любви и сострадания, а не силы и принуждения. Так поступал Бог в прошлом, так же Он будет поступать и в грядущем!

«Избранное из Писаний Баба»


Господь Вселенной никогда не посылал Пророка и не даровал Книгу, не установив пред тем Свой завет со всем человечеством, призывая его принять грядущее Откровение и последующую Книгу; ибо потоки Его милостей бесконечны и беспредельны.

«Избранное из Писаний Баба»