Духовная жизнь

Духовная жизнь

Согласно Откровению Бахауллы, предназначение человеческой жизни заключается в стремлении познать Бога и достичь Его присутствия. И это возможно только для человека в силу уникальности его сущности.

Обладание наделенной разумом душой выделяет человека среди других творений. Свободная воля и сила понимания, присущие душе, позволяют нам постоянно улучшать себя и наше общество. Следование по пути служения Богу и человечеству придает жизни смысл и подготавливает нас к моменту, когда душа отделится от тела и продолжит свое вечное путешествие к своему Творцу.

Среди духовных сил, помогающих нам взращивать скрытые в нас духовные качества, такие как доброта, справедливость, правдивость, надежность, есть любовь Бога, тяга к прекрасному и жажда знаний. Действие этих и других созидательных сил укрепляет наше чувство предназначения, побуждает нас преобразовывать себя и вносить вклад в преобразование общества. Эти аспекты двуединого предназначения – личный и социальный - по своей сути неразделимы, поскольку стандарты и поведение отдельных людей определяют их окружение и сами, в свою очередь, формируются под воздействием социальных структур и процессов.

Мы не можем отделять человеческое сердце от окружающего мира и говорить, что как только одно из них улучшится, все будет улучшено. Человек органично связан с миром, его внутренняя жизнь формирует окружающую среду и также сама глубоко подвержена ее влиянию. Одно действует на другое, и каждое постоянное изменение в жизни человека – результат этого глубокого взаимодействия.

Шоги Эффенди

Разумная душа

Индивидуальность каждой личности заключена в ее бессмертной разумной душе. Физический мир — это мир соединения (слияния) и распада, прогресса и упадка. Но на душу человека подобные процессы не влияют, т.к. ее природа находится за пределами физической материи, имеет иное происхождение и состояние в духовных мирах Бога, поэтому она не подчиняется законам и правилам физической природы.

Мы не можем понять точную природу души. Бахаулла говорит: «Знай воистину, что душа есть знамение Божие, небесный самоцвет, чью сущность не смогли постичь даже самые знающие из людей и в чью тайну не в силах проникнуть ни один ум, каким бы проницательным он ни был. Из всего творения она первая провозглашает совершенство Творца своего, первая признает славу Его, крепко держится правды Его и склоняется пред Ним в обожании».

Зарождение каждой индивидуальной души начинается в момент зачатия, когда происходит ее отождествление с зародышем. При этом ее вхождение или выход из тела невозможны, т. к. душа не имеет своего места в физическом пространстве. Вот как объясняет это Бахаулла: «Душа человека подобна солнцу, освещающему тело, откуда оно (тело) черпает свою силу и должно считаться с таковым (состоянием)». И далее в том же стихе Он дает такое описание душе: «...превознесена превыше всего, и является независимой от всех недугов тела или ума.

Писания Бахаи дают объяснения природе разума и мышления, рассуждения, постижения и воображения, которые являются «неотъемлемыми свойствами души так же, как и световое излучение является существенным свойством солнца». Тело человека «подобно зеркалу, его душа — солнцу, а его умственные способности подобны лучам, которые исходят из этого источника света.

Через духовные силы, которыми наделена душа, в мире проявляются все достижения, и происходит прогресс. Абдул-Баха писал, что наделенная разумом душа «способна проникать в истинную сущность вещей, постигать особенности всех существ и открывать тайны бытия. Все науки, знания, искусства, дивные достижения, учреждения, открытия и предприятия есть результат использования интеллектуальной способности наделенной разумом души.” И далее Он продолжает: «Было время, когда все это было неведомо и сокрыто, пребывало в тайне; наделенная разумом душа постепенно открывала все это и перемещала из области неведомого и сокрытого в пределы видимого».

Почему мы молимся

В Учении Бахаи говорится, что подобно тому, как мы благодарим своих родителей за то, что они дали нам жизнь, заботились о нас, воспитывали, помогали получить образование, поддерживали в трудные периоды жизни, мы также должны быть благодарны и Создателю за все то, чем одарил Он нас в Своей всеохватной любви, безграничной щедрости и непостижимой мудрости. Все что нам дано для жизни, развития, достижений и успеха, - все это милость Бога и проявление Его заботы о своих созданиях.

Мы не можем напрямую общаться с Богом, т.к. Он находится превыше нашего понимания, вне всего Своего Творения, независим от него, а потому недосягаем для нас. Но так устроена человеческая душа, что в самой ее природе заложено стремление к высшим силам, потому что человек слаб и нуждается в поддержке и общении со своим Отцом Небесным, «Помощником в опасности, Самосущным». Вот почему люди обращаются к Богу, молятся, чтобы поблагодарить Его в радости, просят прощения за свои проступки, умоляют о помощи во времена испытаний, взыскуют поддержки, ищут ответы на трудные вопросы, просят о заступничестве или об исцелении.

В Своих Писаниях Абдул-Баха дает такое описание молитве и положению молящегося: «Нет ничего слаще в мире бытия, чем молитва. Человек должен жить в состоянии молитвы. Самое благословенное состояние — это состояние молитвы и мольбы. Молитва — это разговор с Богом. Высочайшее достижение и сладчайшее состояние — это ничто иное, как разговор с Богом...» Он также уверяет, что молитвы оказывают сильнейшее влияние на тех, кто молится. Молитва «...порождает духовность, глубокомыслие и неземные чувства, вызывает все новое очарование Царствием и восприимчивость на более высоком интеллектуальном уровне». В Пространной обязательной молитве Бахаулла сравнивает молитву со священным огнем, сжигающим все препятствия и «завесы» на пути к Богу, и со светом, приводящим верующую душу к океану Его Присутствия.

Бахаулла утверждает, что молитва также способна чудесным образом воздействовать и на души других людей: «О слуга, напевай стихи Божии, что ниспосланы тебе, как напевают их те, кто близок к Богу, дабы сладость напевов твоих воспламенила твою душу и привлекла сердца всех людей... ангелы-вестники Вседержителя разнесут повсюду ароматы слов, реченных устами его, и заставят трепетать сердце всякого праведника... Сим раскрываются тайны Откровения по Воле Того, Кто есть исток силы и мудрости».

Пост

В календаре Бахаи месяц поста наступает в марте. В это время, в период весны в северном полушарии и осени в южном полушарии, верующим, «дабы выказать уважение к Божиему закону и возвышенному положению Поста», необходимо от восхода солнца до его заката ежедневно воздерживаться от еды и питья в течение 19 дней. Это время считается наиболее благоприятным, т. к. нет ни сильной жары, ни холода, а также продолжительность светового дня приблизительно одинакова в обоих полушариях. Пост занимает особое и возвышенное положение в вере, и сам месяц поста носит название «Возвышенность». На окончание его приходится празднование Навруза — Нового года Бахаи.

От соблюдения поста освобождаются дети (до 15 лет), больные, беременные и кормящие грудью женщины, пожилые люди (от 70 лет и старше), работники, работающие на тяжелых физических работах, путешественники.

Пост — закон для верующих и его соблюдение закреплено в Величайшей Книге (Книга Законов) Бахауллы «Китаб-и-Агдас»: «Мы заповедали вам с наступлением зрелости соблюдать молитву и пост; таково повеление Бога, Господа вашего и Господа праотцов ваших. Он освободил от сего тех, кто слаб из-за болезни или старости в дар от Своего Присутствия, и Он есть Прощающий...
...Странствующий, болящий, носящая во чреве дитя или кормящая грудью не связаны Постом; они освобождены Богом в знак милости Его...
»

Пост — напоминание человеку о том, что он зависим от Бога, и все, чем владеет, все, что дано ему, — все от Бога: «Пост есть озарение, молитва есть свет...» и далее «...И как солнце и луна суть ярчайшие и выдающиеся светила на небе, такими и на небесах веры Божией являются два сияющих тела — пост и молитва...»

Пост — символ, означающий воздержание от различного рода привязанностей, пагубных привычек, страстей, прихотей, зависимостей и неумеренности в чем-либо. Вот, что пишет об этом Абдул-Баха: «Пост — это символ: он означает воздержание от всех вожделений... Одно лишь воздержание от еды не оказывает действия на дух: это только символ, напоминание. В противном случае пост не имеет никакого значения...
...Соблюдение поста с этой целью не означает полного воздержания от еды. Золотое правило питания — это не принимать слишком много или мало пищи: необходимо соблюдать умеренность...
...Человек не может служить Богу ни телом, ни умом, если он ослаблен из-за недостатка питания. Такой человек не может здраво мыслить
».

Пост способствует укреплению и очищению духа человека и его тела, восстанавливает утраченные душевные силы, воспитывает стойкость и верность, дарует новые духовные озарения: «Те, что говорят: Господь наш — Бог, а затем твердо ступают по Его стезе, - на них, поистине, снизойдут ангелы».