История веры в России

История веры в России

Новое движение в Персии

Ранний период развития каждой религии имеет большое значение для истории человечества. В этот момент высвобождаются духовные и интеллектуальные силы, которые помогают продвигать вперед всемирную цивилизацию. XIX-й век был ознаменован уникальным по значимости событием: в Персии возникла новая религия, предвещавшая большие перемены в жизни всего человечества.

История веры Бахаи тесно связана с Россией, так как Персия и Российская империя разделяли общую границу: все, что происходило в одной стране, вызывало интерес в другой.

Зарождение нового Откровения было ознаменовано всплеском духовного поиска и горячим стремлением узнать как можно больше о новом Богоявлении. Это вызвало волнения в Персии, так как правительство и религиозные лидеры боялись потерять свое влияние. Российские власти и интеллигенция пристально следили за происходящим в соседней стране. Такие известные востоковеды как М. Гамазов, А. Казим-Бек, барон В. Розен, а также капитан А. Туманский собирали Писания и переводили их на русский язык. На сцене российских театров шла постановка пьесы И. Гриневской, посвященной событиям из жизни Баба. Л. Толстой, состоявший в переписке с выдающимися бахаи, высоко оценивал значимость и высокие нравственные стандарты нового Учения.

С первых дней своего существования общины бахаи столкнулись с жестоким подавлением. Новые идеи и призыв к духовному обновлению общественного порядка вызвали противостояние со стороны консервативных сил персидского общества, решивших искоренить новую религию. Когда преследования коснулись Бахауллы, российский представитель в Персии князь Долгоруков предложил Бахаулле и Его семье убежище в России, от которого Он отказался. После решения властей выслать Бахауллу из страны, Долгоруков выделил сопровождение для обеспечения безопасности ссыльных по пути их следования из Тегерана в Багдад.

Уже при жизни Бахауллы новое Дело начало широко распространяться. Несмотря на жестокие преследования, верующие, вдохновленные многообещающим видением Бахауллы, самоотверженно разносили весть о новом Учении как внутри страны, так и далеко за ее пределами.

Первые общины бахаи в России

В конце XIX века на территории Российской империи в Ашхабаде появилась первая зарубежная община бахаи. Это стало возможным, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, в 1882 году преследуемые за свои убеждения верующие из Персии нашли убежище в Туркестане, а во-вторых, российские мыслители проявляли большой интерес к молодой религии и активно распространяли ее идеи.

Преобразование общества и духовное развитие личности – два взаимозависимых процесса. Следуя данному видению Бахауллы, община бахаи стала активно воплощать принципы и законы Учения в своей жизни.

Вопреки традициям и устоям общества того времени, бахаи Ашхабада открыли две школы как для мальчиков, так и для девочек вне зависимости от их социального и религиозного происхождения. Рядом с храмом бахаи, возведенным в Ашхабаде в начале ХХ века, были построены библиотека, читальный зал, больница и общежитие для паломников, где всем желающим предоставлялось не только место для поклонения Богу, но и возможности для приобретения знаний и получения помощи и поддержки. Честный и самоотверженный труд бахаи Ашхабада позволил им избавиться от нищеты в своей среде и внести значительный вклад в улучшение жизни города. В 1880-х годах общины бахаи появились в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Баку, Ташкенте, Самарканде и других городах Российской империи. Община постепенно увеличивалась, пополняясь людьми разного этнического и социального происхождения. Свободные в распространении идей Веры, бахаи осуществляли гуманитарную и образовательную деятельность, воплощая, таким образом, Учение Бахауллы в своей повседневной жизни.

Период ограничения деятельности российской общины бахаи и ее последующее возрождение

После смены в 1917 году политической системы в Российском государстве бахаи сначала были ограничены в своей деятельности, а в конце 20-х годов были либо высланы из России, либо отправлены в ссылку в Сибирь и Казахстан. Многие были брошены в тюрьмы лишь по причине их религиозности. Гонения достигли своего пика в 1938 году, когда все общины бахаи были практически уничтожены. Одним из важных принципов веры Бахаи является послушание правительству своей страны. Те немногие оставшиеся верующие, сохраняя верность своим убеждениям, в то же время подчинились правительству, запретившему религиозную деятельность. Этот мрачный период в истории Веры в Российском государстве продолжался до 1990-х годов, когда у бахаи вновь появилась возможность делиться словом Бога со своими согражданами, вступать в содержательные беседы об улучшении общества и трансформации личности, осуществлять социальные проекты, а также возродить административные институты Веры.

Российская община бахаи сегодня

На данном этапе в Российской Федерации насчитывается около 35 общин бахаи. Российские верующие происходят из разных слоев общества, принадлежат к разным национальностям и имеют различное религиозное прошлое. Они прилагают усилия в процессе построения новой цивилизации и приглашают всех сограждан внести свой вклад в преобразование общества. Бахаи верят, что духовный и материальный прогресс России неизбежен, принимая во внимание опыт прошлого, основанный на поиске истины, стремлении к справедливости и высоким идеалам.